Вот и получило это расстройство своё неофициальное название — синдром Шалтая-Болтая. Ну и официальное впридачу — прозопагнозия, но это уже от привычки медиков баловаться латынью и, как в этом случае, древнегреческим: πρόσωπον, prósōpon — лицо и ἀγνωσία, agnōsía — неузнавание.
Стандартные признаки обобщила доктор Сара Бэйт в 2010 году:
- Путаница в лицах персонажей фильма, сериала, телепередачи и т.д.
- Неспособность узнавать людей на фотографиях (включая знаменитостей, знакомого человека или себя).
- Склонность чувствовать себя неуютно в людных местах — на детской площадке, вокзале — именно по причине обилия незнакомых лиц.
- Трудности, которые испытываешь в группах товарищей с одинаковыми внешними данными — например, когда окружающие носят одинаковые формы, имеют одинаковый возраст или пол. Этакий отряд агентов Смитов получается.
- Собеседник определяется не столько влёт и по лицу, сколько с помощью наводящих дополнительных вопросов — но аккуратно, чтобы не обиделся.
- Частое избегание имен людей — чтобы никого ни с кем не перепутать. Просто катастрофа для человека, имеющего жену и трёх любовниц. Или мужа и трёх любовников. Поневоле перейдёшь на «зайчиков», «солнышек», «котят» и прочие уменьшительно-ласкательные.
- Описание людей с помощью информации, не относящейся лично к человеку, например: «девушка с папкой в руках», «девушка с веслом», «девушка с серпом, молотком и мужиком»
- Неспособность узнать человека вне привычной обстановки или после изменений во внешности. Ну это как в анекдоте про двух дачников, встретившихся в городе после окончания дачного сезона: вот если повернётся спиной и нагнётся, тогда ещё можно определить...
- Невозможность увидеть знакомых на улице, отчего те обижаются — мол, то ли зазнался, то ли подозревает о чём, а сам человек недоумевает: а чего это вон тот встречный хмырь так пристально смотрит и загадочно улыбается?