Миру
асур является зеленый Будда, держа в руках пылающий меч запредельной
мудрости. Это означает, что, когда мы пребываем в состоянии напористого
противоборства, следующей ступенью для нас будет развитие
интеллектуального прозрения в истину и реальность.
Здесь
мы касаемся интересного аспекта, который затрагивался профессором Конзе
в его статье, озаглавленной «Ненависть, любовь и совершенная мудрость».
Личность, подобная асуру или титану, враждует с богами, в ней
господствует ненависть. Согласно буддийской традиции, ненависть имеет
сходство с мудростью, или даже мудрость имеет сродство с ненавистью.
Когда вы переполнены гневом и ненавистью, то, как бы странным это ни
казалось, вы в состоянии довольно легко развить мудрость (это не
мудрость в обыкновенном смысле, как интеллектуальные познания, но
мудрость разумного проникновения в истину и реальность, что является
духовным опытом). Признак ненависти - стремление к уничтожению
ненавидимого. И если вы что-либо действительно ненавидите, тогда вы
бросаетесь, чтобы разрушить и сокрушить это. Если вы действительно
ненавидите кого-либо, вы хотите уничтожить его, извести на корню,
превратить в пустое место. Вы не всегда признаетесь себе в этом, но это
именно то, что вы бы хотели сделать с теми, кого вы ненавидите. В
природе ненависти - разрушить и убить. В природе и задачах запредельной
мудрости тоже есть стремление разрушить и убить. Запредельная мудрость
стремится разрушить все то, что нереально и иллюзорно; она также
уничтожает все, что встает у нее на пути, все, что не реально, не
истинно, отлично от Буддовости. (Символ запредельной мудрости - громовая
стрела, которая символизирует наиболее мощное оружие во Вселенной,
способное разрушать любые препятствия. Ваджраччхедика праджня парамита
сутра - знаменитая Алмазная сутра - буквально построена на рассуждениях о
совершенстве мудрости, которая рассекает, как громовой удар или алмаз).
Итак, мы обнаруживаем сродство между ненавистью и запредельной
мудростью - та и другая обладают огромной разрушительной силой: в одном
случае она неискусна, а в другом - весьма искусна.
И в самом деле,
обнаруживается, что люди вспыльчивого темперамента часто наделены
хорошим и даже высокоразвитым интеллектом. Скажу откровенно, что я
отмечал это среди ученых - востоковедов, специализирующихся на
палийских, санскритских, тибетских, китайских и японских штудиях. Эти
ученые, которые часто также специализируются на исследовании буддизма и
много пишут с научных позиций о любви, медитации, высших духовных
переживаниях и тому подобном, почти всегда бывают дурного, неуживчивого
нрава, особенно в отношениях друг с другом. Пример тому - сам профессор
Конзе, который прославлен не только своей поразительной ученостью,
изумительной остротой ума и мощью интеллекта, но и своим, как порох,
вспыльчивым темпераментом. Когда профессор Конзе выступает с лекцией,
вам следует быть по-настоящему осмотрительными, потому что слушателей
своих он иной раз отделывает нещадно, особенно если решит, что ему
задали дурацкий вопрос. Тут он уже не миндальничает.
Похоже, что
огромная энергия ненависти может быть направлена в чисто
интеллектуальные каналы и использована для раскрытия и познания истины.
Асурический тип личности не только может сражаться с богами, но и
способен завоевывать саму истину, хотя бы используя интеллектуальный
подход. Делает это он более эффективно, чем другие люди, с которыми,
возможно, и легче общаться.
Немає коментарів:
Дописати коментар