понеділок, 2 квітня 2018 р.

© http://evolkov.net/critic.think/described.crit.think...
Критическое мышление (в предпочитаемом мною, Е. Волковым, варианте) как система принципов интеллектуальной деятельности и практических умений состоит из трёх слоёв:
1. Этически-веровательные (аффективно-ценностные) принципы.
2. Когнитивные макроспособности.
3. Когнитивные микронавыки.

Эти слои включают в себя 35 стратегий критического мышления :

1. Независимость мышления (S-01 — аффективная характеристика)
2. Проявление и совершенствование понимания эгоцентричности или социоцентричности (S-02 — аффективная характеристика)
3. Осуществление справедливости (S-03 — аффективная характеристика)
4. Исследование мыслей, основанных на чувствах, и чувств, основанных на мыслях (S-04 — аффективная характеристика)
5. Проявление и совершенствование интеллектуального смирения и приостановки суждения (S-05 — аффективная характеристика)
6. Проявление и совершенствование интеллектуальной храбрости (S-06 — аффективная характеристика)
7. Проявление и совершенствование честных намерений или честности (S-07 — аффективная характеристика)
8. Проявление и совершенствование интеллектуальной настойчивости (S-08 — аффективная характеристика)
9. Проявление и совершенствование уверенности в рассудке (S-09 — аффективная характеристика)
10. Уточнение обобщений и уход от упрощений (S-10 — когнитивная макроспособность)
11. Сравнение аналогичных ситуаций: перенос пониманий в новые контексты (S-11 — когнитивная макроспособность)
12. Разработка и развитие собственного подхода (к миру): конструирование или исследование верований, аргументов или теорий (S-12 — когнитивная макроспособность)
13. Прояснение проблем, умозаключений или верований (S-13 — когнитивная макроспособность)
14. Прояснение и анализ значений слов или фраз (S-14 — когнитивная макроспособность)
15. Разработка и развитие (отладка) критериев для оценки: прояснение ценностей и стандартов (S-15 — когнитивная макроспособность)
16. Оценка достоверности источников информации (S-16 — когнитивная макроспособность)
17. Глубинное выспрашивание: Постановка и настойчивый поиск ответов на корневые или важные вопросы (S-17 — когнитивная макроспособность)
18. Анализ или оценка аргументов, интерпретаций, верований или теорий (S-18 — когнитивная макроспособность)
19. Генерирование или оценивание решений (S-19 — когнитивная макроспособность)
20. Анализ или оценка действий (тактик) и политик (линий поведения) (S-20 — когнитивная макроспособность)
21. Критическое чтение: Прояснение или критика текстов (S-21 — когнитивная макроспособность)
22. Критическое слушание: Искусство молчаливого диалога (S-22 — когнитивная макроспособность)
23. Осуществление междисциплинарных связей (S-23 — когнитивная макроспособность)
24. Практикование сократической дискуссии: Прояснение и выспрашивание верований, теорий или подходов (S-24 — когнитивная макроспособность)
25. Диалогическое объяснение: Сравнение подходов, интерпретаций или теорий (S-25 — когнитивная макроспособность)
26. Диалектическое объяснение: Оценка подходов, интерпретаций или теорий (S-26 — когнитивная макроспособность)
27. Сравнивание и сопоставление идеалов с реальной практикой (S-27 — когнитивный микронавык)
28. Точное мышление о мышлении: использование критического словаря (S-28 — когнитивный микронавык)
29. Выделение значимых сходств и различий (S-29 — когнитивный микронавык)
30. Проверка или оценивание допущений (S-30 — когнитивный микронавык)
31. Различение релевантных и нерелевантных фактов (S-31 — когнитивный микронавык)
32. Генерирование правдоподобных выводов, предсказаний или интерпретаций (S-32 — когнитивный микронавык)
33. Оценивание свидетельств и предполагаемых фактов (S-33 — когнитивный микронавык)
34. Распознавание противоречий (S-34 — когнитивный микронавык)
35. Анализ посылок и следствий (S-35 — когнитивный микронавык)

Немає коментарів:

Дописати коментар