Другое
наблюдение картины нам сообщит, что на ней нет теней. Вообще. Техника
Петрова-Водкина требует условности понимания, но тень на плоском
изображении придаёт предметам их размер, объёмность. Более того, сам
конь на переднем плане и вся планимерность на заднем – лишены
перспективы. Плоское изображение животного с наездником
словно коллажированы и искусственно наложены на фон. Кроме того,
цветовая гамма на полотне не размешана. То есть, один цвет не перетекает
в другой. Что, конечно же, сделано нарочно – дабы прочертить и выделить
коня совершенно красного. Не розового, бледно красного, алого,
карминового или бордового. Цвет именно красный. Этот оттенок является
классическим или даже хрестоматийным для ещё одного направления
художества: иконописи.
Известно, насколько Пертров-Водкин
интересовался иконами, исполненными в технике москоской и новгородской
школы иконописи и насколько она его поразила. Именно в иконописной
технике всякая картина лишена перспективы, а, следовательно, теней и
объёмности. Лицо мальчика-наездника слегка наклонено на бок, словно у
святого или мученика. Даже его тело отливает золотым – тематическим
цветом.
На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти
всегда или совершенно белый или огненно-красный. В этих случаях красный
цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной
природе коня.
Кроме того, основная функция коня в мифологии –
посредничество между двумя царствами. Он уносит героя в тридесятое
царство. В верованиях он часто переносит умершего в страну мертвых.
Кто-то даже может взять на себя смелость предположить, что раз уж на
картине конь как бы идёт влево, то стало быть он сходит туда…
А
теперь самое главное. В иконописи красный цвет двояк: он и символ жизни,
животной энергии, Воскресения. Но ещё красный, это цвет жертвенной
крови.
Немає коментарів:
Дописати коментар